Семик — весенний древнеязыческий праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи.
В дохристианской Руси Семик считался большим праздником, завершающим весенний праздничный цикл, который открывала Масленица.
Также, как и на Масленицу, в Семик празднуется переход от одной поры года к другой, то есть от весны к лету.
Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.
Ритуалы Семика и семицкой недели включали в себя действия, связанные с поминовением умерших, а также празднества девушек.
Праздник имеет другие названия: Русалчин Велик день; Троица умерших; Велик четверг; Великоденный четверг; Зеленые святки; Тюльпа; Семуха; Мавский Велик день; Навская Троица; Рипей; Сухий четверг.
Семик был одновременно днем поминания умерших и днем веселья и гуляний, которые продолжались вплоть до Троицы.
Все обряды, совершаемые на Семик и Троицу, были направлены на будущий богатый урожай и хороший приплод скота.
В этот день прощались с весной и встречали лето, прославляя его свежую зелень.
Особенно почитали на Семик березку, которая весной одной из первых дает листья. Именно это дерево и участвовало во многих обрядах и гаданиях.
С самого утра в четверг поминали умерших — несли на кладбища яйца, блины, пироги, кланялись могилам, желая умершим Царствия Небесного, а себе — крепкого здоровья.
Также в этот день можно было поминать «заложных» покойников — тех, кто умер не своей смертью.
Люди верили, что у них остались силы, не израсходованные при жизни, и они могут вредить живым.
В разных сказках они могли становиться нечистью, служить злым силам и даже управлять грозами, дождем, градом и прочими проявлениями природы, в которые верили и боялись язычники.
Поминки плавно перетекали в празднование, которое происходило на природе — в лесу или в поле.
Выбирали березку и и наряжали ее лентами, платками, бусами и венками из полевых цветов.
Рядом с ней проводили праздник, который состоял из совместной трапезы и самых разных обрядовых развлечений, в каждой деревне были свои обычаи на Семик.
Из угощений обычно готовили выпечку и блюда из яиц, которые также участвовали в обрядах на плодородие (Обход полей, Величание ржи и другие). Также к этому дню варили пиво и настаивали брагу.
Празднество сопровождалось весельем, играми, плясками, хороводами и пением песен.
Уныние и одиночество были несовместимы с Семицкой неделей. Дурной приметой было провести время в уединении. Нечистую силу, которая питается печалью, горем, страданиями, нужно было отпугнуть радостью, смехом, песнями и шумом.
Именно с тех пор и пришел обряд украшать дома и церкви ветками и листьями березы.
Славяне верили в ее особую жизненную силу и завешивали ветвями окна и двери домов.
После праздника обрядовую зелень сушили и оставляли в доме, как оберег.
Семицкий четверг и следовавшие за ним дни отмечались в старину девичьими гуляньями: хороводами около берез в роще, кумлением, плетением венков и гаданием на них о женихах — перед заходом солнца венки опускали в текущую воду реки или ручья.
В этот день подросших девочек принимали в девичью компанию.
Их «переходное» положение сравнивалось с состоянием природы поздней весной – когда все кругом цветет, но еще не плодоносит.
С течением времени часть этих обрядов была перенесена на Троицу.
У девушек был свой ритуал с березкой.
На Семик они гурьбою шли в лес, выбирали молодую березку и заламывали ее (чаще всего вершинку).
Не отламывали совсем, а оставляли висеть и заломанную ветвь заплетали венком.
Затем около березки начинался веселый обряд. Из веточек и травы делали чучело кукушки и забавным образом «крестили» ее.
Во время «крещения» девушки «кумились»: будущие «кумы», просунув лицо в завитый березовый венок, целовались и тут же обменивались нательными крестиками.
Шуточная церемония роднила их, и покумившиеся зачастую оставались добрыми подругами на долгие годы.
В этот день существуют и народные приметы.
Если посеять в этот день ячмень, он даст хороший урожай.
Нельзя мыть, стирать, полоскать, купаться в этот день и лучше держаться подальше от воды, чтобы не накликать утопленника. Ведь в Семик русалки выходили из реки и качались на ветвях деревьев.
Нельзя шить или затевать большой работы, ходить одному в лес.